18 Июля 2018 Ср

Газета района Теплый Стан "Наш Теплый Стан" ЮЗАО г.Москвы

4 июля 2018 года в 19.00 в школе № 51 (Ленинский проспект, дом 125, корпус 4) состоится встреча глава управы района Теплый Стан П. М Журавлева с жителями

Законопроект по вопросам клинических рекомендаций принят в первом чтении


09.06.2018

Проект федерального закона разработан в целях повышения качества оказания медицинской помощи путем разработки и утверждения единых подходов к профилактике, диагностике, лечению и реабилитации, а также допуску к оказанию медицинской помощи наиболее квалифицированных специалистов.

Концепцию проекта федерального закона №449180-7 «О внесении изменений в закон «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» на пленарном заседании Государственной Думы 7 июня подробно представила заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Татьяна Яковлева.

Председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов, выступая с содокладом по обсуждаемому законопроекту отметил, что необходимость введения в законодательство Российской Федерации понятий «клинические рекомендации» и «протоколы лечения (протоколы ведения пациента)» следует из Указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: «Утверждение единых подходов к лечению основных заболеваний будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи, на что неоднократно обращал внимание Президент России».

Дмитрий Морозов сообщил депутатам, что Комитет по охране здоровья рекомендовал Думе принятие данного законопроекта в первом чтении, при условии серьезной доработки ко второму: «Необходимо четко определить статус клинических рекомендаций и порядок их утверждения, соотнести в правовом поле с имеющимися Порядками оказания медицинской помощи и медико-экономическими Стандартами. Согласно законопроекту клинические рекомендации разрабатываются и утверждаются профессиональными некоммерческими организациями. Но мы прекрасно понимаем, что даже в одном субъекте Российской Федерации может быть несколько таких организаций по одному разделу медицины, не говоря уже о Российской Федерации в целом. Не все ассоциации входят в состав Национальной медицинской Палаты. А в таком вопросе принципиально важен консенсус».

Представленная редакция законопроекта, считает Морозов, не дает ответа на вопрос, какой профессиональной некоммерческой организации в разработке клинических рекомендаций будет отдано предпочтение, по какому принципу они будут отбираться, и кто эти принципы будет устанавливать. Кто будет нести юридическую ответственность за результат лечения – врач, медицинская организация или авторы клинических рекомендаций?

Совершенно не ясна парадигма создания «протоколов лечения» медицинскими организациями, которых свыше 11 тысяч в стране. Это может

привести к нивелированию сути федеральных клинических рекомендаций. Члены Комитета по охране здоровья считают, что необходимо определить правовой статус «протоколов лечения», в предложенном варианте их применение может негативно сказаться на качестве оказания медицинской помощи гражданам в субъектах Российской Федерации. Есть вопросы по новому пониманию «стандартов лечения», их использования в оценке качества медицинской помощи вкупе с клиническими рекомендациями, а также порядку формирования перечня заболеваний или состояний, критериям включения в перечень, для регулирования «клиническими рекомендациями».

Нет окончательного понимания нумерации клинических рекомендаций, порядка регистрации, персонифицированного учета и ведение идентификационных номеров.

«Очень важно, что клинические рекомендации будут разрабатываться не чиновниками, а профессиональным врачебным сообществом. Вообще тренд на усиление роли и ответственности профессиональных ассоциаций в вопросах подготовки кадров, контроля качества лечения и аккредитации специалистов лучше всего отвечает современным задачам в здравоохранении» - сказал Дмитрий Морозов. При этом, по мнению Комитета по охране здоровья, клинические рекомендации должны утверждаться приказами Минздрава России, становясь в итоге нормативным правовым актом.

Кроме того, необходимо проработать гармонию законопроекта с трудовым законодательством. Это касается положений о прохождении медицинскими работниками процедуры внеочередной аккредитации в случаях нарушения ими клинических рекомендаций. Надо исключить любые возможности субъективных и ошибочных решений руководителей медицинских организаций, обеспечить открытость и коллегиальность таких процедур, возможности обсуждений каждого случая на больничном совете.

Председатель Комитета в своем докладе отметил, что «несмотря на указанные замечания, сама концепция законопроекта – установления приоритета научно-доказанных методов диагностики, лечения, профилактики заболеваний, а также алгоритмов действий медицинских работников – представляется верной. При этом важно детально проработать все проблемные зоны, свести к минимуму любые риски ограничения клинической работы и мышления докторов, действий в экстренных ситуациях и принятия решений». Позицию Комитета в своих выступлениях поддержали депутаты-врачи А.В. Куринный (КПРФ), Н.П. Санина (ЕР) и С.И. Фургал (ЛДПР).

В Комитете создана рабочая группа по доработке данного законопроекта ко второму чтению. В её состав, помимо представителей органов государственной власти, войдут представители общественных объединений, образовательных и научных организаций. Перед вторым чтением на площадке Государственной Думы Комитет по охране здоровья проведет

широкое общественное обсуждение законопроекта, для его согласования с врачебным сообществом и пациентами.