Как появилась Катюша. Автор символа Фестиваля молодёжи 1985 года живёт в Тёплом Стане
«Моя Катюша родилась почти случайно. Я ехал в автобусе, и тут водитель включил одноимённую песню. И я понял: а ведь «Катюша» для всех иностранцев означает «Россия», – вспоминает художник и дизайнер Михаил Веременко.
Кто стал «натурщицей» легендарного символа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, Михаил Петрович рассказал в беседе с нашим корреспондентом.
СИМВОЛ МИРНОГО БУДУЩЕГО
«Тот знаменитый молодёжный фестиваль для меня начался с конкурса значков. Я придумал человечка с головой в виде земного шара, а вокруг него – пять лепестков, как пять континентов. Нарисовал около 30 вариантов: человечек сажал дерево, пускал голубя, ломал атомную бомбу, – вспоминает художник. – Оказалось, только я один из всех участников предложил эскизы, где был человечек. Он всем понравился, и организаторы конкурса меня «повысили» – попросили придумать символ фестиваля».
В канун 40-летия Победы Михаил Петрович ехал в общественном транспорте, где нередко включали военные песни.
«В Московском архитектурном институте, где я учился, нам говорили: «минимум изображения, максимум смысла». Так логотип и появился: ребёнок – символ будущего, девочка – символ мирного будущего. Кстати, только недавно я понял, что в окончательном виде Катюша появилась 7 декабря – в день святой великомученицы Екатерины. Почему так долго создавал? Эскиз сразу всем понравился, но лицо Катюши изобразить никак не удавалось. Повезло, что в то время у нас жила моя племянница Даша – розовощёкая двухлетняя девочка. Так что Катюшу я рисовал с неё».
«ВАШЕ ФОТО У МЕНЯ В КРОССВОРДЕ»
Катюша стала появляться везде: на плакатах, значках, лотерейных билетах, открытках, наклейках. Это почти сразу сделало Михаила Веременко знаменитым.
«Моя жизнь разделилась на до и после. Меня узнавали на улицах, приглашали на телевидение и радио. Однажды, когда я шёл по улице, меня из окна окликнула женщина: «Мужчина, как вас зовут? Ваше фото у меня в кроссворде». Продажи сувенирной продукции с моим символом принесли стране колоссальные деньги – около 10 млрд долларов по сегодняшнему курсу».
При этом художник признаётся: для него было важнее стать частью фестивального движения, чем разбогатеть.
«То, что я внёс свою лепту в подготовку такого грандиозного события, для меня очень ценно. В 1957 году, когда фестиваль впервые прошёл в СССР, мне было всего два года. И даже в таком возрасте я запомнил, как преобразилась Москва. В 1985 году, уже с моим участием, эта сказка повторилась».
ВОЛОНТЁЁРЫ КАТЮШИ
А в 2017-м Михаила Веременко в качестве почётного гостя пригласили на XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Сочи.
«Там я у одного из павильонов увидел девушку в пятицветном кокошнике. Спросил, что у неё за костюм. Она ответила: «Это кокошник Катюши с фестиваля 1985 года, благодаря ему я попала сюда». Узнав, что я автор этого символа, девушка очень обрадовалась».
Оказалось, на фестивале многие были знакомы с образом Катюши, а среди волонтёров даже нашлись девушки, которых родители назвали в её честь. Кстати, в 2017-м Михаил Петрович тоже предлагал идеи для талисмана фестиваля: «Первым вариантом был спутник – всё-таки в тот год мы отмечали 60-летие запуска первого спутника, да и само слово «спутник» знают во всём мире. Предлагал идею с солнечным зайчиком, ведь если сложить все цвета фестиваля, получится белый. Но в итоге выбрали горностая Шурика, робота Ромашку и белого медведя Мишаню».
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
Автор Катюши уверен: любовь к искусству передалась ему от отца – Пётр Михайлович Веременко был военным художником. В 1941-м прибыл в деревню Петрищево, где нацисты казнили Зою Космодемьянскую. Созданные им наброски позже использовали Кукрыниксы во время работы над картиной «Таня». Пётр Веременко тоже участвовал в конкурсах.
«Будучи студентом художественного факультета ВГИКа, куда он поступил после войны, папа победил в конкурсе на эмблему «Мосфильма». Можно сказать, что в этом плане у нас некая преемственность, – смеётся Михаил Петрович. – После окончания ВГИКа отец работал художником на «Мосфильме», при его участии было создано более 50 полнометражных и короткометражных картин».
Сам Михаил Петрович после фестиваля 1985 года трудился дизайнером, художником и архитектором, а перед выходом на пенсию даже успел побыть педагогом изо в столичной школе. Сейчас мужчина занимается промышленным дизайном, даёт частные уроки рисования и помогает молодёжи готовиться к поступлению в художественные вузы. И конечно, продолжает творить: делает иллюстрации к сборникам сказок, пишет стихи и сам их озвучивает.
«Мечтаю о создании парка развлечений для детей по мотивам русских народных сказок, – признаётся художник. – Многие ребята на вопрос о любимых сказочных персонажах сейчас называют Бэтмена, Супермена или Человека-Паука. Уверен, что со Змеем Горынычем, Котом Баюном и Бабой-ягой получится сделать детский досуг интереснее».
Фото: Юлия Федотова
ЕКАТЕРИНА ВОЛКОВИЦКАЯ