Вечерний звон. В Теплом Стане создан единственный в России ансамбль детей-звонарей
Ученики музыкальной школы им. Иванова-Крамского имеют уникальную возможность посещать занятия по колокольному звону. Наши корреспонденты присоединились к ребятам и сами попробовали сыграть на колоколах.
БИЛО И КОЛОКОЛ
В музыкальную школу мы приехали к началу урока. Уже в коридоре отчётливо слышим раскатистые переливы и звонкие трели колоколов. В одном из кабинетов здесь расположена самая настоящая звонница. Пусть колокола не такие большие, как в церквях, зато они совершенно точно воспроизводят все ноты. Преподаватель Геннадий Козырев объясняет, что во время репетиций колокола немного заглушены, а на выступлениях звучат втрое громче. Детский ансамбль «Колокольные звоны» появился в 2002-м. А сегодня юные звонари – уже финалисты конкурса «Синяя птица», а также играли на юбилейном концерте Александры Пахмутовой в Большом театре в составе симфонического оркестра. Десятилетняя Серафима Будкина соглашается сыграть для нас недавно выученный отрывок из «Вечернего звона».
«Мне очень нравится звонить в колокола, – признаётся девочка. – Я из многодетной семьи, и мои старшие сёстры ходили на эти занятия. Я слушала, как они играют, и тоже захотела научиться. В этом году впервые выступала перед публикой».
Помимо колокольной звонницы в классе расположились четыре стойки с плоскими колоколами – их называют «била». Это металлические пластины, подвешенные на верёвках, которые при прикосновении молоточков издают совершенно волшебные звуки. Юный звонарь Тимофей Тараканов объясняет, что каждая металлическая пластина на билах – это нота.
«Они сделаны из бронзы или латуни, – деловито говорит школьник. – Наши репетиции проходят два раза в неделю. Я занимаюсь уже четыре года и сейчас чувствую себя достаточно уверенно».
Фото: Олег Серебрянский
ЧУВСТВО РИТМА
Для того чтобы выучить одно серьёзное музыкальное произведение, ребятам требуется около года. Ну а чтобы научиться простейшему колокольному звону, обычно достаточно двух-трёх месяцев. Тут главное, чтобы у звонаря было хорошее чувство ритма. Геннадий Козырев предлагает нам самим попробовать сыграть на редком инструменте. В правую руку берём пучок верёвок, которые тянутся к четырём зазвонным колоколам – они отвечают за основной ритм. Ну а левой рукой стараемся разнообразить нашу импровизацию, играя на оставшихся колоколах. После нескольких попыток начинает получаться что-то более или менее стройное. Конечно, тут важна практика. Десятилетний Емельян Спасенков ловко орудует большим молотом.
«Он нужен, чтобы звонить в благовест, – говорит школьник. – У этого била самый низкий звук».
Преподаватель явно доволен успехами Емельяна и говорит, что он так же настойчив в освоении инструментов, как и его брат Гавриил.
«В ансамбле у каждого своя роль. Например, слава Поляков великолепно держит ритм. А Тимофей Решетов играет буквально на всех инструментах, которые вы здесь видите», – отмечает Геннадий Козырев.
АЛЕКСАНДР АНДРУЩЕНКО