Новости

«Я возил почти всех – от Брежнева до Ельцина». Ветеран отряда правительственной авиации рассказал о привычках первых лиц

Фото: Олег Серебрянский
«Я возил почти всех – от Брежнева до Ельцина». Ветеран отряда правительственной авиации рассказал о привычках первых лиц

75 лет назад, 28 октября 1948 года, в Подмосковье была создана первая в нашей стране вертолётная эскадрилья. Накануне этой даты наш корреспондент встретился с ветераном гражданской авиации Адольфом Миловановым из Тёплого Стана, который 13 лет был пилотом вертолёта на Крайнем Севере. Он рассказал о своих приключениях в Заполярье и о том, какие привычки были у первых лиц государства, которые поднимались на борт его вертолёта.

ЗОЛОТО НОСИЛИ В БИДОНАХ

– Сразу после лётного училища в 1964-м вас распределили на Крайний Север. Чем там приходилось заниматься?

– Зимой вертолёты в Якутии почти не летали из-за погоды, а вот летом было много различных экспедиций. Приезжали учёные – геологи, геодезисты, топографы. Они искали золото и составляли карты. Там было множество закрытых приисков. Помню, прилетели к месту добычи и начали грузить золото на вертолёт, а оно в бидонах. Одному человеку такой бидон не поднять, весил он около 50 кг, несли за две ручки. Золото отвозили на предприятие, которое располагалось неподалёку. Там его очищали и обрабатывали.

Пилот со школьных лет занимался спортивной гимнастикой. Снимок сделан в общежитии Кременчугского авиационного училища, 1964 год. Фото: Олег Серебрянский

– Как складывались ваши отношения с местным населением?

– Мы летали в самые отдалённые поселения, где жили чукчи, якуты, ненцы, юкагиры. Был специальный рейс, который так и назывался – «магазин». Загружали одежду, обувь, другие товары и везли в посёлки. Все жители выходили посмотреть на привезённый груз. Товары раскладывали и продавали прямо перед вертолётом. Часто нас приглашали в яранги, кормили и угощали. Северные деликатесы, конечно, для нас были экзотикой. Например, приносили сырую оленью печень. Чтобы не обидеть хозяев, приходилось есть. Помню, в одном из посёлков для чукчей построили деревянный дом. Они зашли, посмотрели и развели костёр прямо посреди комнаты. Жить там они не стали – поставили ярангу рядом. Всё-таки свой образ жизни для них привычнее.

– Доводилось ли на Севере белых медведей встречать?

– Ещё бы! Однажды сидим в небольшом домике на полярной станции и видим – идёт мишка. У всех паника. Тот, кто был на улице, даже полез на крышу. А медведь спокойным оказался. Мы ему что-то из съестного бросили, он с удовольствием поел. Потом стал к нам приходить за угощением чаще. В итоге так привык, что ел практически с рук. Я даже фотографию на память сделал, как мы его кормим.

Полярники кормят белого медведя на станции «Дунай» в Якутии, 1969 год. Фото: Олег Серебрянский

БРЕЖНЕВ ПРЕДПОЧИТАЛ «ЗУБРОВКУ»

– После Севера вас перевели в правительственный отряд авиации. Кого вы возили из первых лиц?

– Почти всех – от Брежнева до Путина. Тогда мы летали на вертолётах Ми-8. Конечно, эти машины были оснащены по высшему классу: туалеты, гардероб, бар, холодильник, кожаные кресла, полированный стол, диван. Всё новое, блестящее, в салоне ни  пылинки.

– Расскажите о содержимом бара. Оно отличалось в зависимости от того, кто летел?

– Конечно. Но спиртные напитки всегда были самые лучшие. Иногда после полёта нас угощали – давали бутылочку импортного коньяка. Правда, выпивать времени совсем не было – строгий график не позволял. Михаил Горбачёв к спиртному относился негативно, но всё равно в вертолёте был широкий выбор на случай, если с ним полетят зарубежные гости. А вот Брежнев любил «Зубровку», которая всегда была на борту. Андропов летал очень мало – у него была искусственная почка. Черненко с астмой тоже плохо переносил полёты. Но мы во время их поездок постоянно дежурили у вертолёта – вдруг им понадобится экстренно куда-то вылететь.

– Какие особенности были при полётах первых лиц?

– Помню, что трап вертолёта был высоковат для Брежнева. Поэтому наши умельцы сделали дополнительную ступеньку в виде переносного дипломата, которую мы всегда брали с собой на вылеты.

Адольф Милованов за штурвалом своего Ми-8. Фото: Олег Серебрянский

ЕЛЬЦИН ВСЕГДА ЗДОРОВАЛСЯ С ЭКИПАЖЕМ

– Какие воспоминания у вас сохранились о Борисе Ельцине?

– Помню, однажды после полёта он всю свиту прогнал, а сам остался поговорить с экипажем. Ельцин спрашивает: «Ну как дела, ребята?» А нам тогда второй месяц не давали  зарплату. Я и отвечаю: «Плохо, Борис Николаевич, денег не платят». Он возмутился: «Я с этим делом разберусь, у кого-то папахи полетят!» После этого на второй день зарплату полностью выдали. Ельцин вообще был человеком внимательным, при посадке всегда здоровался с экипажем, жал нам руки. Ещё запомнился случай, когда мы прилетели в Барвиху и на борт поднялись Ельцин с министром обороны Грачёвым. Смотрю, Борис Николаевич в шутку ему честь отдаёт. А Грачёв отвечает: «Нельзя с непокрытой головой». Свою фуражку снял и на Ельцина надел: «Вот теперь всё по уставу». Владимира Путина мы тоже возили, когда он ещё премьер-министром был.

АЛЕКСАНДР АНДРУЩЕНКО 

Последние новости