Почему возникает буллинг?
Дети в предподростковом и подростковом возрасте проходят стадию освоения принадлежности к группе. Им надо научиться быть членом группы, «своим среди своих», освоить групповую иерархию, научиться быть полезным группе, соблюдать групповые нормы и правила. Позже, в подростковом и юношеском возрасте, приходит время учиться и противостоять группе, отстаивать свою индивидуальность, сопротивляться давлению, но в начальной и средней школе детям важнее быть принятыми в «своей стае», полностью ощущать принадлежность. Это возраст групповой лояльности и групповой сплоченности.
Участников буллинга охватывают особое упоение, удаль, веселье, эйфория. Потому что они – вместе. И с ними все ОК (не важно, что в это вкладывается: красивые, или умные, или модные, или бравые двоечники). Однажды испытав это чувство, хочется повторить его снова и снова. И остановится очень сложно и страшно: вдруг ты перестанешь быть «правильным» членом группы и станешь изгоем. Чем больше ребенок не уверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле в роли «массовки».
Часто взрослые, сталкиваясь с буллингом в детском коллективе, совершают типичные ошибки, которые приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется. Итак:
Что не надо делать в случае буллинга:
1. Ждать, что само пройдет
2. Искать причины и объяснения
3. Путать травлю и непопулярность
4. Считать буллинг проблемой только жертвы
5. Считать травлю проблемой личностей, а не группы
6. Давить на жалость
7. Принимать правила игры
Что можно сделать:
1. Присвоить проблему
2. Назвать явление
3. Дать однозначную оценку травле
4. Обсуждать буллинг как проблему группы
5. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор
6. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить «контракт»
7. Поддержать позитивные изменения
8. Гармонизировать иерархию
Таким образом, буллинг – проблема группы, проявление групповой динамики. Детские коллективы оказываются перед ней беззащитны, если нет взрослого, который руководит психологической атмосферой в группе.