статьи

Влияние потенциала семьи на формирование личности ребенка

Ребёнок неразрывно связан с обществом. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, организовывают его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести.

В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поручения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Рассмотрим типы семей:

«Семья – санаторий». Родители в этой семье используют такие методы воспитания как опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате чего происходят чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, возникают эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

«Семья – крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. Такой тип семьи обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

«Семья – третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, мучительные переживания собственной неполноценности при зависимости и подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Семья создает оптимальные возможности для общения ребенка с взрослыми, как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими. Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только вырабатываются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка с взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более, что он также нуждается в признании его окружающими людьми.

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.

К 6 годам для ребенка завершается период дошкольного детства. Влияние семьи на развивающуюся личность дошкольника проявляется в заложенных необходимых умениях и навыках. Это означает, что дети 6 лет:

1. Естественно проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы.

2. Испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.

3. Реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц.

4. Обладают устойчивым чувством «Я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей.

5. Способны к сопереживанию.

6. Не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям.

7. Контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.

Все эти приобретения личности ребенка – результат положительного влияния семьи и ее ресурсов на личностное развитие ребенка, разумного воспитания и любви к детям.

ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос»

Последние новости